Пример Swot анализа

У многих начинающих менеджеров, работающих в сфере развития компании,  часто возникает такой вопрос: что такое SWOT-анализ и как его использовать?

SWOT-анализ является одним из важных этапов при разработке маркетингового плана. С помощью него проводится исследование сильных и слабых сторон, а также выявляются различные возможности и угрозы. Ведь сама аббревиатура SWOT расшифровывается как strengths, weaknesses, opportunities, threats.

То есть, сила, слабость, возможности и угрозы. Такой анализ применяется как для деятельности компании в целом, так и для конкретных продуктов, географических областей или сегментов рынка.  При проведении SWOT-анализа для отдельной фирмы он получается довольно общим и не содержит не слишком много нужной информации. В остальных же случаях менеджер получает серьезную пищу для размышлений.

Благодаря простоте методики проведения SWOT-анализа менеджер может сконцентрироваться на фактах и не тратить время на прочие функциональные вопросы. Данное исследование состоит из 2-х составляющих. Угрозы и возможности – это анализ условий внешней среды, то есть всех факторов, влияющих на развитие фирмы, но не зависящих от нее.

Сильные и слабые стороны представляют собой внутренний анализ фирмы/продукта. Известный ученый Филипп Котлер считает, что при проведении SWOT-анализа хороший менеджер должен выявить минимум пять внешних угроз и возможностей, способных как погубить бизнес, так и, наоборот, развить его. Подобные возможности есть всегда, нужно лишь приложить усилия и отыскать их.

Swot

Как правило, SWOT-анализ начинается с определения сильных и слабых сторон. Важно помнить, что при их выявлении нужно, в первую очередь, учитывать мнение покупателей, а не сотрудников фирмы. Ведь именно потребитель лучше всего знает о ваших слабых и сильных сторонах.

Вот список факторов, которые часто встречаются в анализе сильных и слабых сторон:

  1. Качество сервиса
  2. Доля на рынке
  3. Репутация фирмы
  4. Качество продукции
  5. Стоимость продукции
  6. Логистика
  7. Ресурсы
  8. Финансовая стабильность
  9. Эффективность продвижения и развития
  10. Логистика
  11. Эффективность работы торговых агентов
  12. Географический охват
  13. Расходы
  14. Внедрение инноваций
  15. Персонал
  16. Техническая база
  17. Способность укладываться в назначенные сроки
  18. Быстрота реагирования на события
  19. Ассортимент
  20. Знание приоритетов покупателей

Чтобы проанализировать сильные и слабые стороны потребуется довольно много времени. Здесь важно, чтобы информация была достоверна, а не являлась чьими-то догадками. Не следует поручать проведение SWOT-анализа только одному человеку. В результате, может получиться слишком однобокое видение.

Swot

Сам анализ можно проводить разными способами. Возможно, менеджер будет четко сортировать полученную информацию, к примеру, «Ассортимент» — это сильная сторона, а «Персонал» — слабая. А может быть и такой вариант, когда анализ будет более сложным, но, в то же время, более подробным. Например, каждое условие или фактор имеет свои категории: Исполнение (существенный/несущественный недостаток, большое/небольшое достоинство, нейтральное) и Значение (большое, нейтральное, незначительное).

Возможности и угрозы представляют собой факторы внешней среды, никак не зависящие от компании. Анализируя их, важно помнить, что сведения должны быть проверенными и четкими. В противном случае, анализ не имеет смысла.

К внешним угрозам и возможностям можно отнести:

  1. Демографическое положение в государстве
  2. Экономическое положение в государстве и мире, в целом.
  3. Политическое положение
  4. Технологический прогресс
  5. Анализ деятельности конкурентов
  6. Общественные движения
  7. Культурные факторы
  8. Законодательство
  9. Социальные явления

Результаты SWOT анализа записывают в виде таблицы. После проведения такого исследования следует разработать план устранения слабых сторон, а также действия фирмы в случае возникновения каких-либо угроз. Кроме того, необходимо подумать над тем, как с наибольшей эффективностью использовать сильные стороны и возможности.